Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 21.11.2018, 17:02

Светлана Васильевна Михеева

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Исследовательская и проектная деятельность в школе - это
Всего ответов: 32
Учительский портал

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Сборник статей участников IV Областной научно-практической конференции "Актуальные проблемы исследовательской деятельности в инновационном
[ Скачать с сервера (6.79 Mb) ] 15.11.2011, 10:17
Образовательный проект «Я – исследователь» как механизм становления ключевых профессиональных компетенций педагогов
 
Проект направлен на решение актуальных задач методического сопровождения педагогов, представленных в положениях Государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009 – 2012 года». В программе отмечается, что современное образование должно обеспечивать: повышение доступности качественного образования, соответствие требованиям инновационного развития экономики, современные потребности общества и каждого гражданина. Положительные изменения в системе современного образования во многом будут зависеть от того, сумеют ли педагоги по-новому организовать весь образовательный процесс в школе, дошкольном образовательном учреждении. В области теоретического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях выявлены противоречия: ü между социальными задачами образовательной парадигмы и существующими педагогическими условиями обучения в школе и воспитательного процесса ДОУ; ü между потенциальными возможностями и потребностями школьников по овладению новыми знаниями, умениями и навыками, формированию опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, действительности и реальным опытом организации такой деятельности; ü между объективными потребностями практики, требующей реализовать образовательный и развивающий потенциал учебных предметов в школе, и недостаточным уровнем подготовки педагогов. Очевидно, что сопровождение педагогом детской поисковой активности, формирование субъектной позиции ребенка по отношению к познанию окружающего мира и собственного места в нем, предполагает иную позицию педагога. Необходимо научиться оперировать понятиями, категориями научного исследования; применять способы, приемы, методы практической конст­руктивной деятельности и общения, приучая себя к постоянному пере­смотру и совершенствованию педагогики общения. Результатом такой формы общения становится «не сумма знаний, навыков и умений…, а способность к самоформированию. Человек выступает как субъект собственной деятельности, собственного формирования и развития». Опрос педагогов образовательных учреждений Северной территории Свердловской области на основе анкет, разработанных А.В. Леонтовичем, показал следующее: · интерес к организации проектно-исследовательской деятельности со школьниками проявлен у - 36% педагогов начального звена, - 18% педагогов среднего звена, - 44% педагогов старшего звена. · среди причин, препятствующих внедрению метода проектов в образовательный процесс в школе, педагоги называют: - некомпетентность педагогов – 68% - цейтнот – 41% - проблемы содержания («дети никак не догадываются, а подсказывать нельзя») – 32% - трудоемкость – 23% - нерезультативность («дети не умеют читать, писать…») – 8% · отмечают развивающий характер проектного метода 44% опрошенных. · организуют проектно-исследовательскую деятельность в образовательном процессе - систематически – 12% - периодически – 24% - в рамках конкурсов – 30% - не организуют исследования – 34%. · видят возможности проектно-исследовательской деятельности для профессионального совершенствования 25% педагогов. Необходимость инновационных изменений в образовании и полученные в ходе исследования данные, необходимость разработки такой формы организации взаимодействия с педагогическим сообществом территории, которая сама являлась бы образцом реализации деятельностного подхода в образовании и повышении квалификации педагогических работников, стали основанием для разработки образовательного проекта «Я – исследователь». Образовательный проект

«Я – исследователь»

Цель проекта – развитие интеллектуально-творческого потенциала личности педагогов путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей. Задачи проекта: 1. Формирование у педагогов представления об исследовательском обучении, как ведущем способе познавательной деятельности. 2. Содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с обучающимися. 3. Содействие развитию творческой исследовательской активности педагогов. 4. Стимулирование интереса к методологии фундаментальных и прикладных наук. 5. Содействие становлению ключевых профессиональных компетентностей ПиРР. 6. Популяризация лучших методических разработок по организации учебно-исследовательской работы с обучающимися. Актуальность проекта. Условия качественной реализации исследовательской деятельности могут быть достаточно адекватно определены по ряду формальных параметров: · наличие научно-исследовательского опыта у руководителя исследовательской работы; · наличие адаптированных (самостоятельно или взятых на вооружение) методик проведения исследовательской работы, соответствующих, с одной стороны, возможностям учащихся, а с другой стороны, следующих основным нормам научного исследования и мышления; · наличие информационных ресурсов – литературы, доступа к Интернет и рекомендуемых перечней информационных источников; · наличие системы фиксации социальной значимости достижений учащихся в области исследовательской деятельности (конференции, публикации, совместные работы с ИРО). Грани деятельности в рамках проекта: 1. Создание проблемно-практической группы педагогов Северной территории Свердловской области (из городов: Серов, Новая Ляля, Карпинск, Краснотурьинск, Верхотурье, Североуральск). 2. Экспертиза педагогических проектов педагогов России, направленных на развитие исследовательских компетенций обучающихся в рамках сетевого сообщества педагогов «Интергуру» с 2009 г. (180 проектов) (http://intergu.ru). 3. Проведение системного семинара «Проектно-исследовательская деятельность в современной школе» (320 чел.): ü Круглый стол «Проектно-исследовательская деятельность дошкольников и младших школьников» (февраль 2007 г.); ü «Развитие исследовательской деятельности детей» (май - июнь 2007 г.); ü «Экспертиза детского исследования» (ежегодно); ü «Методика сопровождения проектно-исследовательской деятельности младших школьников» (Краснотурьинск, Новая Ляля, октябрь – ноябрь 2007 г.); ü «Оценка сформированности исследовательской компетенции учащихся» (Карпинск, декабрь 2007 г.); ü «Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе» (январь 2008); ü «Разработка критериев оценки детской исследовательской работы» (февраль 2008); ü «Психологическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся» (ежегодно в марте); ü «Подготовка учащихся к защите исследовательской работы (творческого проекта)» (ежегодно в марте); ü Круглый стол «Проектно-исследовательская культура педагога» (Новая Ляля, март 2008); ü «Типичные ошибки и затруднения педагогов при сопровождении детского исследования» (ежегодно, апрель). 4. Участие в конференциях и конкурсах: ü в Российско-Германском конкурсе проектов по развитию культуры толерантности в Свердловской области. ü Региональные и всероссийские конференции: § Исследовательская деятельность в образовательном пространстве школы: опыт организации // Сборник материалов II Региональной научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», Екатеринбург, 2008, с.126 § Образовательный проект «Я – исследователь» как механизм становления ключевых профессиональных компетенций педагогов // Исследовательский подход в образовании: от теории к практике: Научно-методический сборник в двух томах/ Под общей редакцией А.С. Обухова. – М.: Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь», 2009. с. 271 ü заочное участие (публикация тезисов): § Всероссийский научно-практический семинар «Подготовка учителя начальных классов в системе высшего образования в условиях обновления начальной школы. Волгоград, 2007 § Всероссийская научно-практическая конференция «Предшкольная подготовка детей: содержание, формы, проблемы и пути их решения». Барнаул, 2007 § Социально-психологические проблемы современной семьи: материалы Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) Армавир, 2007. § Формирование социокультурной идентичности личности в условиях поликультурного региона 20 – 21 марта 2008 г., Ульяновск. 5. Проведение научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследовательской деятельности в инновационном образовательном учреждении» (с 2006 г.). По итогам конференций подготовлены диски (в 3-х частях). 6. Консультирование по вопросам организации и экспертирования детского исследования (с 2006 по 2008 г. – 180 чел.): ü Организационно-содержательные аспекты проведения регионального конкурса «Я – исследователь». ü Консультация для членов жюри Региональных конкурсов «Я – исследователь» по оцениванию детских работ. ü Консультации для педагогов-руководителей детских исследовательских работ и творческих проектов. ü Технология сопровождения творческого проекта и исследовательской деятельности учащихся. 7. Организация и проведение Регионального этапа конкурса «Я – исследователь» (2006 – 2011 г.г.). В конкурсе приняли участие: ü 2006 г. 7 учащихся МОУ СОШ № 7 «УРЦ» (г. Серов) приняли активное участие во II Российском конкурсе. ü 2007 г.: I Региональный конкурс принял 89 юных исследователей, представивших 54 проекта, а именно: Челябинская область – 3 проекта (3 участника из Челябинска), Свердловская область – 51 проект, 86 участников из городов: Серов, Карпинск, Новая Ляля; п. Сосьва (Серовский район), д. Меркушино, Прокоп-Салда (Верхотурский уезд). ü 2007 г.: активное участие в III Российском конкурсе «Я – исследователь» приняли 17 чел., из них 1 чел. занял I место, 4 чел. стали лауреатами, 6 чел. – номинантами. ü 2008 г.: II Региональный конкурс: были представлены 102 работы, участвовало в конкурсе 127 детей. Среди них: § 18 работ дошкольников; § 84 работы учащихся начальных классов. Конкурсные работы представлены общеобразовательными учреждениями и учреждениями дополнительного образования городов: Челябинск, Трехгорный (Челябинская обл.), Курган, Шумиха (Курганская обл.), Екатеринбург, Нягань (Тюменская обл.), Югорск (ХМАО – Югра), Новоуральск, Верхотурье, Новая Ляля, Старая Ляля, Серов, Краснотурьинск, Карпинск, Североуральск, Сосьва, Лобва. ü 2009 г. III Региональный конкурс: были представлены 97 работ, участвовало в конкурсе 137 детей. Среди них: § 9 работ дошкольников; § 88 работ учащихся начальных классов. Конкурсные работы представлены общеобразовательными учреждениями и учреждениями дополнительного образования городов: Челябинск, Трехгорный, Копейск (Челябинская обл.), Шумиха (Курганская обл.), Екатеринбург, Новоуральск, Новая Ляля, Серов, Краснотурьинск, Карпинск, Североуральск, Сосьва, Лобва. ü 2010 г. IV Региональный конкурс: были представлены 99 работ, участвовало в конкурсе 132 ребенка. Среди них: § 16 работ дошкольников; § 83 работы учащихся начальных классов. Конкурсные работы представлены общеобразовательными учреждениями и учреждениями дополнительного образования городов: Трехгорный, Миасс, Копейск (Челябинская обл.), Екатеринбург, Лесной, Новоуральск, Новая Ляля, Серов, Краснотурьинск, Карпинск, Верхотурье, Североуральск, Сосьва, Лобва. ü 2011 г. V Региональный конкурс: были представлены 94 работы, участвовало в конкурсе 111 детей. Среди них: § 14 работ дошкольников; § 80 работ учащихся начальных классов. Конкурсные работы представлены общеобразовательными учреждениями и учреждениями дополнительного образования городов: Миасс, Копейск (Челябинская обл.), Новоуральск, Новая Ляля, Серов, Краснотурьинск, Карпинск, Верхотурье, Североуральск, Сосьва, Лобва. 8. Организация и проведение окружного конкурса «Интеллект Плюс» (с 2008 г.). ü 2008 г. 45 участников из 10 городов, 34 проекта. ü 2009 г. 80 участников, 75 работ. ü 2011 г. 139 участников, 103 работы. 9. Публикации в периодических изданиях: ü Михеева С.В. В поисках общего языка. «Школьный психолог», Издательский дом «Первое сентября», № 9, 2005, с. 31-33 ü Михеева С.В. Поисково-исследовательская экспедиция в школе. «Школьный психолог», Издательский дом «Первое сентября», № 14. 2006. с.2 ü Михеева С.В. Организационно-содержательная модель формирования основ оценочной самостоятельности обучающихся. Электронная версия журнала «Психология. Пермь» www.psyperm.narod.ru февраль 2008 г. ü Михеева С.В. Нужны ли конкурсы детям. «Школьный психолог», Издательский дом «Первое сентября» №14 2009. ü Михеева С.В. Пластилиновое настроение. Научно - популярный журнал «Обруч», М. Линка-Пресс № 5 2009 с. 18-21. ü Михеева С.В. Поисково-исследовательские экспедиции в школе. Научно - методический журнал «Исследовательская работа школьников», Издательский дом «Народное образование» №4 2009. ü Михеева С.В. Становление субъектной позиции младшего школьника в проектно-исследовательской деятельности. Научно - методический журнал «Исследовательская работа школьников», Издательский дом «Народное образование» №1 2010 с.54. 10. Подготовка методических пособий для педагогов: ü Проектная и исследовательская деятельность в современной школе. ü Организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях. ü Конкурс исследовательских работ дошкольников и младших школьников «Я – исследователь». ü Диск «Проектная и исследовательская деятельность в школе» (2007 г.) ü Диск «Проектная и исследовательская деятельность в современном образовательном пространстве» (2008 г.) ü Диск «Актуальные проблемы исследовательской деятельности в инновационном образовательном учреждении» (2010 г.).
Категория: Мои файлы | Добавил: smetlanamet
Просмотров: 548 | Загрузок: 635 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz