Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 17.05.2024, 10:22

Светлана Васильевна Михеева

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Исследовательская и проектная деятельность в школе - это
Всего ответов: 33
Учительский портал

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Спасибо Сказкотерапии!

 

Итак, её величество, Сказка, Ваш выход! Все, все, пожалуйста, выходите! Добрые и мудрые, очищающие и драматические, мини и макси, волшебные и поучительные, пережившие века и вновь созданные…, но все без исключения необходимые человеку-творцу, человеку-созидателю.

   Может быть, представленная классификация не совершенна. Но она предложена не для классификации литературных сказок. Сказки терапевтические требуют иного подхода к классификации. Основаниями его могут стать:

           - направленность на проработку той или иной личностной проблемы,

           - средства проработки проблемы, используемые в сказке,

           - психотерапевтический результат,

           возможно, ещё что-то.

  Как отмечают психологи, работающие со сказкой, психотерапевтические сказки часто «не ложатся на бумагу» (Д. Соколов), постороннему человеку могут быть не понятны. С этим фактом столкнулись и мы, когда захотели издать сборник сказок. Целью этой работы было желание использовать сказки, которые помогли её автору (ребёнку), в воспитательной работе с другими детьми. Поскольку сказка даёт великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребёнком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребёнок, а проблемы в общении есть скорее у взрослого. (Тем более что этот взрослый чего-то хочет). Язык сказки их естественно сближает. В сказке отсутствует главенствующая точка зрения. Каждый может дать свой способ их анализа и понимания. Сказка несёт свободу. Она не выдаёт свои положения за что-то более серьёзное, чем символы, метафоры и аналогии. В этом плане сказки, которые сочиняют сами дети, дают материал для анализа и названия для индивидуально значимых понятий.

     Юнгинианская аналитическая психология рассматривает героев сказок как субличностей, частей «Я» одного человека. Через анализ поступков, стратегий поведения сказочных персонажей можно выйти на способы решения конкретной личностной проблемы ребёнка, помочь ребёнку отрефлексировать части своего «Я».

   Техника метода состоит в умении придумывать и рассказывать поучительные истории, сказки-метафоры. Метод не имеет чёткой техники. Однако существуют некоторые правила и определённая последовательность создания и изложения метафоры.

1.      История должна быть в чём-то идентичной проблеме ребёнка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства. Она должна соприкасаться с проблемой ребёнка как бы по касательной.

2.      Метафора должна предлагать замещающий опыт, услышав который и проведя сквозь фильтр своих проблем, ребёнок смог бы «увидеть» возможность нового выбора.

3.     Если ребёнок не в состоянии сделать выбор самостоятельно, предложите ему сами варианты решения сходных проблем.

                                    Последовательность.

     1)Определите проблему.

     2)Определите структурные составляющие проблемы (разбейте её на части, наметьте основные действующие лица).

     3)Найдите параллельные ситуации.

     4)Определите логическое разрешение этой ситуации («Мораль сей басни такова…»).

     5)Облеките эту структуру в историю, которая должна быть занимательной и скрывать истинные намерения автора. Иначе неизбежно сопротивление слушателей.

Например, так работали со сказкой четвероклассники (в сборнике сказок это дети 10-ти лет).

     Дети более младшего возраста (5-9 лет) не готовы проговорить свою проблему. Поэтому формы организации их деятельности иные. Чаще всего сказку записывает

взрослый, а создаётся она ребёнком в песочнице или Сказочном городке (это одна из зон кабинета психологии).

      Незначительный словарный запас не даёт ребёнку возможность рассказать о своих чувствах и переживаниях. Поэтому ребёнок «проецирует» свой внутренний мир на песке: возводит замки, прокладывает каналы. Создавая картину из песка, ребёнок освобождается от напряжения и бессознательно находит для себя ответы, которые ему было сложно получить от взрослых и сверстников. Строя картины из песка, придумывая различные истории, взрослый в наиболее органичной для ребёнка форме сопровождает процесс познания окружающего мира, приобретения опыта взаимодействия с другими людьми.  Стиль взаимодействия в ходе игры является проекцией внутреннего мира ребёнка, т.е. переносом вовне его переживаний, желаний, умений, возможностей.

   Ребёнок приглашается к ящику с песком и ему предлагается «сказочная» инструкция: «Представь себе, что ты Волшебник (Волшебница). Ты долго путешествовал. Ты искал место, где ещё никто не жил, где не ступала нога человека. И, наконец, пришёл в пустыню. И задумал ты, Волшебник, превратить пустыню в сказочную страну и населить её разными существами. Преврати пустыню в такой мир, какой ты захочешь».

В зависимости от задачи инструкция может звучать иначе:

    * Создай что хочешь.

    *Создай наиболее яркий эпизод твоего сна.

    * Создай из песка семью и расскажи о ней.

После завершения ребёнком работы взрослый задаёт ряд вопросов. Задача взрослого – побуждать размышлять и реально что-то создавать или менять в своей картинке. Сказка записывается со всеми дополнениями и изменениями сюжета.

   Другая среда, в которой создаётся и проигрывается сказка – Сказочный городок.

Ребёнок лепит из пластилина фигурку животного, человечка, растение (морковку, яблоко, дерево и пр.), предмет (звёздочку, часы, корзинку) или сюжет (группу сказочных персонажей; учебную ситуацию – её участников и атрибуты, например, школьная доска). Ребёнок рассказывает о своём персонаже историю, которая записывается взрослым. Затем герой помещается в Сказочныё городок, а его история может продолжиться. Взрослый дополняет  записанную ранее сказку. В дальнейшем ребёнок может перемещать своего героя в различные места Городка, иногда его положение остаётся неизменным. Часть детей, проработав проблему, не возвращаются к своему герою.

  Жителей Сказочного городка уже достаточно много, все их истории ещё не записаны, поэтому у детей возникла идея провести перепись населения.

  Другое поле для проективной сказки – работа с Детским апперцептивным тестом (САТ), разработанным Эрнстом Крисом. Будучи студенткой МПГУ, я заинтересовалась этим тестом, он поразил меня своими психотерапевтическими возможностями. Работать с ним нас научили на уроках МКИЛ Гриншпун Игорь Борисович и Сорокина Вероника Васильевна. Я часто использую его при работе с детьми 6-8 лет. Опять же по причине того, что в нём предлагаются типичные для детей ситуации, а это помогает ребёнку, не в достаточной мере владеющему речью, выделить травмирующую для него ситуацию, отреагировать проблему. Работа идет точно по инструкции к САТ. Истории-сказки записываю, анализирую и на основе их простраиваю коррекционную работу.   В программе Л. Занкова, реализуемой в начальных классах г. Серова, заложена работа по формированию развитого языкового кода (РЯК), т.е. формированию у ребёнка умений строить своё речевое высказывание с учётом интересов и возможностей собеседника, понимать язык другого человека (расшифровывать его языковой код), умений совершенствовать свой языковой код. Так в Азбуке даются задания либо на реконструкцию знакомого детям текста (сказки, стихотворения), либо на преобразование его. При проведении интегрированных уроков совместно с учителями начальных классов я, как педагог-психолог, использую подобные задания в профилактических и коррекционных целях. Дети пишут не просто продолжение сказки, а описывают суть возникшей у героев проблемы, особенности поиска путей выхода из травмирующей ситуации и способы, приведшие к конструктивному разрешению конфликта.   В завершении  хочется рассказать ещё об одной форме работы со сказкой – это урок-сказка. Начинается он с того, что дети вместе с психологом отправляются в сказку. Сюжет задаётся либо психологом, либо детьми в зависимости от задач урока. Дети находятся в постоянном движении, разыгрывается своего рода спектакль, представление. Каждый ребёнок примеряет на себя роль сказочного персонажа и проигрывает её (в эмоциях и моторике). Дети учатся ролевому взаимодействию, получают опыт принятия ответственности в совместно распределённой деятельности. Сказка может быть записана по ходу игры не включенным в неё взрослым (педагогом класса, воспитателем группы продлённого дня, социальным педагогом). Либо, что чаще нами используется, нарисована детьми в альбоме (обязательно красками). Некоторые дети потом по рисунку воспроизводят сказку.

  Таким образом, можно сказать, что модель сказки похожа на модель короткой терапии:

Запрет, вредительство, недостача – Проблема

Волшебный помощник – Ресурс

Иное (тридевятое) царство – Подсознание

Будущая награда – Хорошо сформулированная цель

Трансформация –  Изменение самого человека, а не его окружения.

Клеймо - Якорь

    Волшебство сказки состоит в том, что в ходе её происходит трансформация. Некто маленький и слабый в начале к концу превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного. Это можно назвать историей о повзрослении. Это не вообще взросление - это вполне конкретная его стадия. Сказка тянет ребёнка вперёд. Рождаясь на свет, а затем развиваясь, ребёнок реализует своё право на жизнь. Собственно же явление человека миру, как субъекта собственного развития, не всегда удаётся. Поэтому так важен момент встречи человека с самим собой, открытие собственного «Я» на социальном и личностном уровне. И не менее важен поиск своего места в системе человеческих отношений, становление позиции творца, архитектора собственной биографии. Эти задачи, на наш взгляд, решает Сказка.

Категория: Мои статьи | Добавил: smetlanamet (31.10.2009)
Просмотров: 566 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz