Сценарий большой психологической игры.
(авторская разработка Михеевой С.В.) 1. Название «Пойми меня». Игра из цикла «Встречи в пути».
2. Задачи игры:
*для детей:1)развитие умений понимать чувства другого человека;
2)формирование рефлексивного отношения к своей деятельности;
* для педагога-психолога - построение взаимоотношений детей со сверстниками и учителями на уровне делового, позиционно-ролевого общения.
3. Описание проблем или задач развития, на решение которых направлена данная игра.
Игра проводится в период адаптации детей к школе, чтобы помочь им познакомиться друг с другом, учителями и выработать нормы взаимодействия в коллективе.
Цикл занятий «Встречи в пути» предполагает разбор ситуаций, которые произошли с ребёнком в первые дни пребывания в школе. Здесь же предполагается анализ трудностей, с которыми ребёнок сталкивается в классе и не может самостоятельно преодолеть.
Игра «Пойми меня» назрела тогда, когда поведение детей стало выходить за рамки этических норм. Некоторые первоклассники не могли мириться с чем-то и проявляли вербальную и моторную агрессию по отношению к сверстникам: кричали друг на друга, делали замечания, смеялись над ошибками одноклассников, а иногда толкали и пинали непонравившегося им сверстника.
4. Предполагаемый психологический результат.
*Приобретение нового личного опыта (переживаний, коммуникации, выбора и принятия решений, деятельности).
* Снятие психического напряжения.
5. Описание сюжетной канвы, игровой результат, тип сюжета.
Вид игры - игровые оболочки. Игра используется как обрамление, общий фон психологической работы, которая по сути своей является навыково-обучающей. Без игровой оболочки трудно было бы удержать интерес детей, привлечь их к конструктивному анализу ситуаций.
К детям в гости пришли животные со своими неразрешёнными проблемами: пингвин, сороки-тараторки и сказочные персонажи - фея Эмоция, фея Вербалина и фея Сенсорина. Дети вместе со своими постоянными помощниками педагогами обсуждают и анализируют причины конфликта между игровыми персонажами, помогают справиться с переживаниями, найти способы разрешения конфликта и снятия эмоционального напряжения. Включение в игровое действо девочек-шестиклассниц, занимающихся с психологом уже не первый год, позволяет продемонстрировать первоклассникам возможный результат их работы в диалоге с педагогом.
6.Время на игру и на обсуждение – 45 минут.
7.Участники: *возраст участников 6 – 7 лет;
*размер группы 19 человек;
*ведущие: 3 взрослых (педагог-психолог, он же ведущий, учитель класса, соведущий и воспитатель группы продлённого дня – наблюдатель, фиксирующий ответы детей и действия игровых персонажей), 3 шестиклассницы, выполняющие роли фей-помощниц
8.Возможное продолжение игры в деятельности психолога и педагогов (классного руководителя).
Игровой интерес, который появился в игре, позволил педагогу привлекать детей к анализу ситуаций, возникающих в классе. Опыт такого анализа помогает становлению рефлексивного отношения детей к своим действиям и поступкам.
Качественный анализ продуктов деятельности детей стал основополагающим при разработке программы и планировании коррекционной работы с первоклассниками.
Воспитатель группы продлённого дня использует опыт, полученный детьми в игре, для построения гармоничных взаимоотношений в ГПД.
Следующее занятие цикла «Встречи в пути» будет посвящено соотнесению представлений ребёнка о другом человеке и реальных качествах личности этого человека. Поскольку выяснилось, что у части детей есть трудности с созданием объективного представления о людях.
9.Формы обсуждения игры: групповая (с детьми класса), консультативная (с педагогом), рефлексия с шестиклассницами (по поводу их участия в игре).
Конспект урока в 1 классе по теме «Воображение» («Цирк»)
Цель: развитие произвольных умений действия по представлению (в плане воображения)
Задачи:
- ознакомить детей с видами воображения (воссоздающее и творческое);
- актуализировать знания детей о способах создания образов воображения (осязательном, обонятельном, зрительном, кинестетическом);
- помочь реализовать потребность в фантазировании, потребность переноса в воображаемый мир.
Планируемый результат: умение создать целостный образ в воображении.
Продукт деятельности детей: рисунок на тему «Что запомнилось в цирке».
I. Идём в цирк. Вопросы детям: 1.Что наденем, идя в цирк?
2. Как оделись одноклассники? (диагностика, стимулирование памяти, внимания).
II. Психогимнастический комплекс.
1. «Мы опаздываем на представление». Сесть и встать бесшумно. Стимулирование самоконтроля, развитие произвольности движений.
2. Этюд «Батут». Деление на пары: один насос, другой – надувающийся и раздувающийся батут. Смена ролей.
3. «Фокусник». Превращение детей в животных, предметы. Развитие произвольности движений, развитие умения точно прорабатывать в воображении и воспроизводить образ.
4. «Аплодисменты». Хлопки со сменой ритма.
5. «Антракт». «Едим» горячие пирожки. Подходим к фонтанчику – брызгаемся водой. Играем с воздушными шариками.
6. «Йог ходит по разбитому стеклу». «Клоун ходит по стеклу». Задача – отразить различие в мимике, поведении двух героев.
III. Рисование на тему «Что больше всего запомнилось в цирке».
IV. Завершение занятия. Анализ рисунков и действий друг друга по следующим вопросам:
- Насколько проработан образ.
- Насколько точен образ.
- Определение вида воображения (воссоздающее или творческое).
- Выделение правил создания образов воображения
Игра «Подари хорошее настроение».
|