Ни для кого не секрет, что в наше время конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Поэтому изменилась политика государства в области образования. Вступает в силу новый стандарт образования, направленный на обновление содержания образования и достижении нового качества его результатов. Главный фактор, влияющий на развитие образования сегодня – это поворот к личности обучаемых (развитие личности – смысл и цель современного образования).
«Развивающемуся обществу – подчеркивается в «Концепции модернизации Российского образования» – нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, ...прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, ... способны к сотрудничеству, ... обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание».
Эффективной технологией, позволяющей достигнуть нового качественного результата в образовании, является разработка Портфолио. Портфолио отражает результаты усилий, затраченных детьми на протяжении длительного времени и требующих для своего выполнения активизации различных сторон учебной деятельности – от навыков организации своего процесса учения до отражения уровня освоения формальной системы знаний.
Цель создания Портфолио учащегося может сводиться к доказательству прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности и т.д. Таким образом, акцент смещается с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету, в интеграции качественной оценки.
В состав Портфолио каждого ученика могут (должны) входить:
1. «Портрет», который предназначен для представления информации об учащемся – авторе Портфолио, который имеет возможность представить себя любым доступным способом. Это может быть эссе, фотография и т.п.
2. Подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, самоанализа. Такими работами могут быть:
1) выборка письменных работ по предметам учебного цикла;
2) дневники читателя;
3) выборка работ по проведенным ребенком в ходе обучения мини-исследованиям и выполненным проектам (по всем предметам);
3. Систематизированные материалы текущей оценки
1) отдельные листы наблюдений,
2) оценочные листы и материалы видео- и аудио- записей процессов выполнения отдельных видов работ,
3) результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования;
4) выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся.
4. Материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых комплексных работ, если последние проводились.
Ученик сам решает, что он хочет положить в свою папку-портфолио. Тем самым от него требуется самооценка в процессе учения. В Портфолио находят свое место, наряду с тем, что ученик сделал в школе, также и домашние и внешкольные работы. В папку, помимо работ, кладутся и суждение (оценка) работы, как самим учеником, так и учителем. Если собираются работы одного типа или предмета – часто это связано с письменными заданиями – то по собранным работам хорошо можно видеть прогресс. Ученик работает над оформлением своего Портфолио как в школьное, так и внешкольное время. Учитель и родители помогают и консультируют ученика при выборе и оформлении Портфолио, пишут свои комментарии к собранному материалу. Другие ученики могут также внести свои замечания и комментарии к отдельным частям Портфолио своих товарищей.
Совокупность этих материалов дает достаточно объективное, целостное представление об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в школе.
Оценивается не просто достижение, но в процесс оценивания вовлекается и пройденный учеником путь обучения, который, помимо самих продуктов – собственно результатов обучения – представляет комиссии – учителям, друзьям, родителям, гостям – и то, как он работал для достижения этих результатов. Учащийся дает свою оценку тому, что ему удалось, что не удалось и где лежит «зона ближайшего развития», т.е. говорит о своих ближайших учебных планах, интересах, целях. Ученик готов ответить на все возникающие вопросы, обсудить и защитить свои результаты, прояснить в разговоре с другими свои дальнейшие цели и способы их достижения.
Ценность Портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, которые позволяет развивать или формировать компетентного выпускника школы, способного активно участвовать в жизни современного демократичечского информационного общества. В педагогических кругах даже бытует мнение, что школа ХХI – это «школа Портфолио». В новом образовательном стандарте записано, что формами итоговой аттестации выпускников школы станут ЕГЭ и Портфолио.
В образовательных учреждениях Серовского городского округа осуществляется освоение технологии Портфолио. Необходима поддержка родительской общественности, социальное партнерство образовательных учреждений и представителей социальной сферы, промышленности и бизнеса, поскольку презентация образовательных достижений учащихся в форме Портфолио предполагает публичность, экспертизу достижений школьников со стороны ВУЗов и будущих работодателей. Введение нового стандарта образования не за горами. Выстраивать совместное сотрудничество школы и общественных структур необходимо сейчас.
|